Талант требует воздуха и пространства

IMG_9221_1800х1200px

В «Галерее современного искусства» проходят  выставки истории иркутской живописи, посвященные 355-летнему юбилею города. Что представляет собой этот цикл, какие выставки уже состоялись, что ждет иркутян впереди – об этом  рассказывает основатель галереи Виктор Бронштейн.

— Виктор Владимирович, когда состоялась первая выставка из цикла  «История иркутской живописи»?

Выставка работала в марте-апреле и была посвящена творчеству мастеров разных поколений. Старейшему из художников, чьи произведения имеются в моей коллекции, Борису Ивановичу Лебединскому в октябре этого года исполняется 125 лет со дня рождения. Борис Лебединский был не только большим художником, но и сильнейшим педагогом. Преподавал он в Иркутском художественном училище им И.Л.Копылова.  Среди его учеников немало  выдающихся иркутских художников, произведения которых так же были представлены на выставке.

— А  кого ещё  из художников можно выделить по вкладу в развитие иркутской живописи?

Высочайшей оценки заслуживает творчество Анатолия Ивановича Алексеева. И не только потому, что после ухода в мир иной Виталия Георгиевича Смагина он остался единственным среди здравствующих иркутских живописцев народным художником России и членом- корреспондентом Академии художеств, но и потому, что Анатолий Иванович, когда получал высшее профессиональное образование в Харькове, сманил красотами Байкала и привез в Иркутск таких выдающихся художников как Аркадий Иванович Вычугжанин и Глеб Васильевич  Богданов. В 50-60-х годах они втроем составили неповторимое творческое ядро не только иркутских художников, но и сильнейших педагогов нашего училища.

Славу российской литературы невозможно сегодня представить без имен наших великих земляков Александра Валентиновича Вампилова и Валентина Григорьевича Распутина. Несправедливо, что выдающиеся иркутские живописцы в России и в мире не особенно известны. Книгам легче пересекать границы городов и государств, благодаря их огромным в социалистическую эпоху тиражам.

С произведениями живописи несоизмеримо сложнее. Они существуют в одном экземпляре. Но зато когда мою коллекцию видят настоящие ценители, такие, например, как Даши Намдаков, или директор Пекинского Музея мировых искусств госпожа Ван Лимэй, или такой любитель живописи, как председатель Верховного Суда России Вячеслав Михайлович Лебедев, их восторг трудно передать.

Не случайно многочисленные китайские коллекционеры,  буквально, охотятся за полотнами наших художников и даже издают каталоги Иркутской живописи на своём языке. В них, к слову сказать, указаны не только адреса галерей, но и адреса мастерских большинства художников.

А лично у Вас есть среди произведений иркутских художников любимые картины?

— Кроме названных выше имен мне очень дороги полотна Андрея Филипповича Рубцова, Анатолия Георгиевича Костовского, Владимира Владимировича Тетенькина, Евтихия Александровича Конева, Николая Петровича Башарина, Владимира Александровича Кузьмина, из сегодняшних молодых художников —  Дмитрия Лысякова, Регины Присяжниковой и других замечательных мастеров.

Но всё же, две картины я бы выделил особо. Это «Улица К. Маркса» В.А.Кузьмина, потому что она была первой в моей коллекции, которую я начал собирать 18 лет назад. Вторая картина «Художники в мастерской» принадлежит кисти Евтихия Конева. Она дорога мне мастерски запечатленной эпохой моей юности. Черты того времени прослеживаются и в выражении лиц, и в одежде, и в манере курить, и в виде из окна. Во всем! На ней буквально оживает молодой, элегантный и обаятельный Владимир Тетенькин и сам автор, и их менее известные собратья по живописи. Через эту картину как бы снова погружаешься в неповторимую атмосферу 60-70-ых годов, когда словосочетание Советский Союз гордо звучало не только в наших сердцах, но и во всём мире.

— Какой ближайшей выставкой Вы хотите порадовать иркутян в своём замечательном галерейном пространстве?

Я бы хотел разместить в галерее памятную выставку графических работ (акварели) недавно ушедшего из жизни народного художника России, Почетного гражданина Иркутска и большого друга нашей галереи Виталия Георгиевича Смагина. Но к сожалению мое намерение не находит поддержки у руководителей Иркутского отделения Союза художников России, которые хотят отдать предпочтение «Дому Рогаля». Я ничего не имею против этого тесноватого многоэтажного пространства, но в данном случае речь идет о народном художнике России, творце огромного масштаба, превратившего своими панно даже политехнический университет в подобие музея. Следует так же учесть, что его друзья — Почетные граждане, в основном, люди весьма почтенного возраста, а потому выставку им будет намного удобнее смотреть на одном уровне и в хорошо вентилируемом просторном помещении.

Думаю, что творчество Виталия Георгиевича заслуживает того, чтобы на открытии любой его выставки было комфортно 200-250-ти посетителям, которых вмещает наша современная галерея.

Может быть, Виталий Георгиевич при жизни отдавал предпочтение «Дому Рогаля»?

Вовсе нет. Здесь Виталий Георгиевич своих выставок не устраивал никогда.  В то же время у нас в галерее даже до её реконструкции в 2012 году экспонировались замечательные этюды мастера, через год состоялась прекрасная выставка Виталия Георгиевича и его учеников. А в 2015 году его работы были центральными на выставке «Душа Азии», которой и открылась обновленная по последнему слову галерея. Он внёс немалый вклад в обсуждение концепции нашего выставочного пространства и остался очень доволен результатом. Не случайно он подарил на открытии галереи свою замечательную картину.

Вопрос о месте проведения выставки Виталия Георгиевича Смагина надо решать не единолично, а с участием общественности нашего города. Совет Почетных граждан Иркутска рассмотрел этот вопрос и единодушно высказался за проведение выставки его графики в том пространстве, которое, безусловно, выбрал бы и сам Виталий Георгиевич.